Кей-кары кажутся игрушечными, особенно на фоне мощных внедорожников и кроссоверов. Между тем такие автомобили обладают достаточно вместительными и комфортабельными салонами, в этом классе есть не только легковые, но и грузовые модели. И хотя наиболее популярны они в Японии, но завоевывают и другие страны. И даже в России с нашей тягой к монументализму многие автомобилисты уже оценили преимущества kei-car. Об особенностях этого класса автомобилей, а также некоторых из лучших моделей расскажем в статье.

Что такое кей-кары в Японии и как они появились

Если отвечать на вопрос упрощенно, kei-cars — это ультракомпактные авто, которые очень популярны в Японии. Учитывая небольшие размеры самой страны, страсть японцев ко всему небольшому вполне объяснима. В 1949 году, когда страна восстанавливалась после Второй Мировой войны, японское правительство решило стимулировать развитие автомобильной промышленности. На тот момент материальное положение большинства японцев оставляло желать лучшего, позволить себе автомобиль могли немногие, большинство обходилось мотоциклами или мотороллерами. Однако для перевозки грузов или семьи их явно было недостаточно — и тогда появилась концепция kei jidosha, «маленького автомобиля», который сможет полноценно работать при минимальных затратах.

Изначально требования к ним были очень строгими — объем трехтактного двигателя ограничивался 150 куб. см, двухтактного — 100. Очень скоро лимиты увеличили — буквально через год они были уже 360 и 240 куб. см соответственно. К 1955 году для обоих вариантов установили предельный объем 360. В 1970-х максимум вырос до 550 см3, а сейчас составляет 660.

Также ограничения касались габаритов — изначально кей-кары были до 2,8 м в длину, до 1 м в ширину, высотой до 2 м. Как и объем двигателей, постепенно они увеличивались — в 1950-х размеры стали 3х1,3х2 м, с 1976 — 3,2х1,4х2, а с 1990-х и по настоящее время — 3,4х1,48х2. Без изменений оставались грузоподъемность до 350 кг и количество пассажиров в легковых автомобилях — до 4 человек. Мощность ограничена 84 лошадиными силами — впрочем, учитывая максимальный объем двигателя, этого вполне достаточно.

Кей-кары изначально стали довольно популярны, особенно в сельской местности, где особенно важно наличие собственного транспорта, причем достаточно экономичного и с хорошей проходимостью. Это было связано не только с характеристиками самого авто, но и с поддержкой со стороны японского правительства — оно не только стимулировало производителей, но и предоставляло льготы владельцам таких автомобилей, чтобы люди выбирали их. В 1970-х, когда льготное налогообложение сильно сократили, упали и продажи кей-каров. Но меры по стимулированию довольно быстро восстановили, вслед за чем вырос спрос. В 2014 году правительство снова стало урезать льготы — тем не менее кей-кары входят в топы по продажам в Японии, ведь на их долю приходится около 30–40 % всех автомобильных продаж.

Дизайн автомобилей также менялся со временем. Однако большинство производителей стремятся максимально эффективно использовать разрешенный объем. Поэтому багажник машин часто имеет характерную форму параллелепипеда, а закругление граней уменьшает сопротивление воздуха, но не «съедает» объем. Тем не менее можно найти кей-кары для семей, молодежи, есть даже спортивные модели и внедорожники с полным приводом.

Отличительные характеристики кей-каров

Об основных особенностях этого класса мы уже сказали — это компактность и ограничения по объему и мощности двигателя. Благодаря этому достигается экономичность при расходе топлива и экологичность — выбросов в атмосферу также немного.

Чтобы создать ощущение свободного пространства в салоне и сделать багажник более вместительным, производители чаще всего используют высоту по максимуму — из-за этого автомобили приобретают характерный силуэт.

Небольшие длина и ширина не значат, что кей-кары аскетичны. Напротив, производители стараются по максимуму обеспечить комфорт водителю и пассажирам в салоне. Аудиосистема, электрические стеклоподъемники, климат-контроль и другие опции делают поездку по-настоящему приятной. При этом авто довольно маневренны, в том числе благодаря небольшим габаритам.

Коробки передач в такие машины ставятся разные, как и в «полноразмерные»: механика, автомат, вариатор. Клиренс чаще небольшой — скорее для городской езды, чем для бездорожья, хотя есть и высокие модели. И еще одна особенность: поскольку в Россию эти автомобили чаще поступают со вторичного рынка Японии, как правило, это праворульный вариант.

Преимущества и недостатки

Среди плюсов экономичность и экологичность, маневренность, о которых мы уже говорили. Кроме того, найти место для парковки компактного автомобиля проще, чем для внедорожника или седана. Еще одно достоинство — для комфортабельной иномарки они имеют доступную цену. Если говорить о минусах, можно назвать относительно небольшое пространство в салоне — даже если производители использовали максимум из разрешенного, авто все равно меньше, чем у С или D-класса. Кроме того, небольшие машины при столкновениях страдают сильнее, чем большие. И обратная сторона экономичности — малая мощность, ведь многим важно чувствовать мощь мотора.

Насколько безопасны кей-кары?

Эти автомобили оснащаются подушками безопасности, ABS и системами стабилизации, то есть производители обеспечивают все, что может сделать поездки более безопасными. Но в случае аварии риск пострадать выше из-за небольших размеров. Поэтому при вождении, особенно в регионах со своеобразным пониманием правил ПДД, следует быть особенно внимательным.

Подходят ли кей-кары для длительных поездок?

Изначально этот класс создавался для относительно небольших расстояний — городских условий или пригорода. В таких случаях их экономичность и маневренность играют основную роль. На трассе, где разрешенная скорость больше, чем в населенных пунктах, многие автовладельцы хотят ощутить силу авто — а кей-кары такой возможности не дают. Кроме того, если вы едете с попутчиками, места в салоне для того, чтобы сменить позу и размять ноги, может не хватать. Для редких поездок на большие расстояния кей-кары подходят, но если вы планируете их часто, лучше выбирать авто с большими габаритами.

Популярные модели кей-каров

В Японии этот класс остается в лидерах продаж. И даже многие европейские автомобильные бренды наладили выпуск таких автомобилей — хотя обогнать японцев в этом секторе не могут. Назовем некоторые из лучших моделей:

  • Honda N-BOX — 660 куб. см и 58 л.с. без турбо и 64 — с ним. Возможность выбрать передний или полный привод. Вариатор в сочетании с увеличенным салоном, хорошим обзором, системой слежения за разметкой и ABS, другими особенностями — такое сочетание характеристик вывело модель в топы;
  • Toyota Pixis Epoch — считается одним из самых экономичных среди негибридных авто. Продуманная эргономика салона — у водителя высокая посадка, что дает хорошую видимость, а у пассажиров задних сидений есть достаточно места для ног. Просторный бардачок и карманы на дверцах, подстаканники и прочие мелочи дают дополнительный комфорт;
  • Daihatsu Copen — кабриолеты в российских реалиях встречаются довольно редко, но способность при двигателе 660 куб. см с 64 лошадями под капотом разгоняться до 100 км за 9,5 секунд впечатляет;
  • Mitsubishi Pajero Mini — «младший брат» любимого в России «Паджеро», внедорожник с подключаемым полноприводом и улучшенной проходимостью — и это при двигателе 659 куб. см мощностью 52 или, с турбонаддувом, 64 л.с.;
  • Nissan DAYZ — выпускается с 2013 года, в 2019-м прошел рестайлинг, в ходе которого к бензиновому, обычному и турбо, двигателю в линейку добавились гибриды. Привод передний или полный, коробка передач — вариатор. Регулярно входит в топ-3 в Японии и уже нашел своих поклонников в России.

Конечно, этими моделями список не ограничивается. Учитывая, что это самый популярный класс авто в японском автопроме на внутреннем рынке, каждый автомобильный бренд предлагает в нем несколько моделей.

В Россию официальные дилеры kei-car практически не поставляют — и даже если удастся найти понравившуюся ультракомпактную модель в салоне, цена на нее может оказаться выше желаемой. Гораздо выгоднее купить кей-кар на японском аукционе — по каждому предлагаемому авто проводится полный технический осмотр, вся информация предоставляется потенциальным покупателям, а благодаря низкой стартовой стоимости в результате можно заметно сэкономить, тем более что пошлины при таких параметрах двигателя небольшие. SferaCar уже многие годы помогает своим клиентам покупать автомобили в Японии — свяжитесь с нами, чтобы уточнить условия, выбрать и получить машину, соответствующую пожеланиям. Мы берем на себя также доставку в РФ, таможенное оформление, постановку на учет в ГИБДД, по согласованию с клиентами — отправку в Москву или другие регионы.