Статья от 17.03.2021

Опытные продавцы автозапчастей отмечают, что торговать нужно деталями для «европеек», а ездить – на чистокровных «японцах». И это отнюдь не субъективное мнение. Наследники Императора впереди всей планеты в части технологичности, надежности и безопасности своих автомобилей.

Безусловно, вы можете отдать предпочтение машине, созданной европейцами для европейцев. Если рассматривать автомобили эконом – класса, то ценник на относительно свежую иномарку или новое авто отечественного производства будет в несколько раз выше, чем стоимость японского автомобиля с пробегом, приобретенного на аукционе. При этом такие опции, как кондиционер, электростеклоподъемники, подогрев сидений и другие приятные «фишки» давно стали для японцев обыденностью и присутствуют даже в начальных комплектациях. Если вы хотите приобрести надежного четырехколесного друга с правым рулем, оснащенного по последнему слову техники, «Сферакар» поделится с вами секретами аукционных торгов!

Цифры и факты

За 2019 и 2020 год на территорию России через Приморский край было ввезено более 150 000 автомобилей с пробегом. Около 90%  из них прибыло прямиком с японских аукционов. При этом РФ даже не в первой тройке покупателей данных автомобилей. Наша страна занимает примерно 6 место. Техника с торгов уезжает в ОАЭ, Новую Зеландию, Латинскую Америку, Ямайку, Чили и страны Карибского региона. Возникает закономерный вопрос: откуда на относительно небольших Островах такое колоссальное количество машин на продажу?

На самом деле, все просто. Жесткая конкуренция между крупнейшими автомобильными производителями стимулирует постоянное появление новых моделей. Кроме того, все автовладельцы в Японии обязаны проходить плановый техосмотр – «сякен». Если машина новая, то первый «сякен» проходят через три года, затем этот срок сокращается до двух лет. Когда машине «исполнится» 9, техосмотр нужно проходить ежегодно. Это дорогое удовольствие: каждый «сякен» обходится в сумму от 1 500 долларов, а иногда и больше. Японцам просто невыгодно иметь в собственности «пожилой» автомобиль, и поэтому на аукционах так много машин в возрасте 3, 5 или 7 лет.

Жители Островов – еще и очень суеверные люди. Иногда даже незначительные царапины на кузове машины и мелкие страховые случаи, которые сложно назвать ДТП, становятся причиной продажи автомобиля. Японец просто не хочет ездить на таком «несчастливом» авто, и покупает новое.

Торговые площадки и их особенности

Количество автомобильных аукционов Японии давно перевалило за несколько сотен. Часть из них работает уже не один десяток лет (например, стоящая у истоков аукционных торгов TAA Yokohama была основана концерном Toyota в 1967 году, и успешно существует по сей день), другие – открылись совсем недавно. Все торговые площадки можно разделить на:

· Онлайн – аукционы

К самым известным аукционам, торгующим в режиме онлайн, относятся независимые компании HERO, ASNET, AUCNET и площадки автопроизводителей TAA (Toyota), SAA (Suzuki), NAA (Nissan) и других концернов.  

Все торги на аукционах осуществляются в режиме реального времени с поправкой на японский часовой пояс. При этом, большинство самых привлекательных лотов продаются за каких –то 30 – 40 секунд. Все лоты – автомобили известны заранее, и торги на каждый из них назначаются на определенное время. Перед началом торгов нужно ознакомиться с аукционным листом, где эксперт указывает недостатки автомобиля. Учитываются такие детали, как внешний вид кузова и салона, работа двигателя, техническое состояние подвески. Все записи, естественно, ведутся на японском, поэтому без помощи переводчика иностранному покупателю не обойтись. Не стоит опасаться, что от экспертов ускользнут серьезные неисправности. На таких площадках, как TAA и Honda баллы занижают даже за малейшие дефекты ЛКП. На более мелких площадках каждую машину осматривают не менее тщательно. 

Невозможно предсказать заранее, за сколько будет продан тот или иной лот. Информация о том, за какую минимальную сумму владелец готов продать машину, является конфиденциальной: вам известна лишь начальная цена лота. 

Существуют и закрытые онлайн – площадки, куда не попасть человеку «с улицы». Например, на аукционе USS выставляется до 30% самых качественных лотов и автомобилей в достаточно редких комплектациях. Для участия в торгах необходим специальный доступ. Откроем секрет: у «Сферакар» есть возможность участвовать в торгах на USS. Даже не спрашивайте, каких усилий нам это стоило, но благодаря этой площадке мы можем найти для своих клиентов настоящий эксклюзив. 

· Тендерные площадки. Это независимые компании GE, ORIX, SMAP, Shisuroke, ZIP, NPS, торгующие в основном автомобилями, которые ранее сдавались в аренду или принадлежали юридическим лицам. Очень часто здесь можно встретить весьма достойные лоты с минимальным пробегом.

Минусом таких площадок является невозможность проследить за ходом торгов и принять в них участие, а значит – купить автомобиль дешевле. В день торгов все ставки вносятся в систему, которая автоматически выбирает победителя. Им, конечно, становится тот, кто предложил за понравившийся лот больше всех. Результаты публикуются вечером. Если система фиксирует несколько одинаковых сумм, предложенных покупателями за один и тот же лот, автомобиль достается тому, кто сделал свою ставку раньше остальных. Конечно, можно сделать ставку сразу на несколько лотов, но это чревато финансовыми потерями. Если вы окажетесь самым «денежным» покупателем и система выберет вас в качестве победителя торгов на несколько машин, за отказ придется заплатить ощутимую неустойку.

· Стоки «One Price»

Это аналог авторынка, где выставлены машины с фиксированной ценой. Как правило, сюда попадают машины, нереализованные в ходе аукционов и тендеров. Иногда здесь торгуют прокатными авто. Их эксплуатируют вплоть до того, пока не найдется покупатель по установленной стоимости.

После подачи заявки, на аукционе торги могут быть назначены через несколько недель. Когда продавец не хочет ждать, он выставляет машину в «One Price». Покупатели, выбравшие авто на такой площадке, ставят соответствующую отметку на сайте стока, в карточке лота. Когда желающих несколько, автомобиль достается тому, кто «отметился» первым. Если авто одновременно разместят и на стоке, и на аукционе, и купят по фиксированной цене до начала торгов, то в статусе лота появится надпись «Canselled».

· Специализированные площадки.

Это такие аукционы, как Arai Oyama и Isuzu Makuhari. Не сложно догадаться, что здесь продают коммерческий транспорт и спецтехнику: грузовики, манипуляторы, тракторы, автобусы. Торги проводятся так же, как и на других аукционах, а в день одновременно реализуется до 800 лотов. Если вам нужен надежный помощник для бизнеса или личного хозяйства по справедливой цене – добро пожаловать на эти площадки.

Раз, два, три…Ставок больше нет!

Для того чтобы не упустить желаемый лот, нужно заранее определиться с суммой, которую вы готовы потратить на автомобиль. Если вы совершаете покупку не самостоятельно, то бюджет стоит заранее обговорить со своим представителем на аукционе – брокером. Аукционная система назначает каждому лоту стартовую цену, ниже которой сделать ставку нельзя. Обычно «шаг» торгов составляет 10 000 йен (около 6 700 рублей по актуальному курсу).

Брокеры следят за ходом торгов за специальными мониторами, оснащенными джойстиками с двумя кнопками. Каждое нажатие кнопки означает повышение ставки. Лот достается тому, кто последним предлагает установленную владельцем цену. Если за автомобиль «борется» несколько брокеров, торги продолжаются до тех пор, пока не останется самый стойкий из покупателей. Есть очень важный момент: аукционная система может зафиксировать одновременное нажатие кнопки повышения «шага» торгов сразу у нескольких брокеров. Если, например, ваш представитель нажал кнопку последним, стоимость авто сразу повышается на три «шага». 

Приобрести выбранный лот получается не всегда. Иногда ставки не поднимаются до той цены, которую в качестве минимума установил владелец машины, и она остается непроданной. Статус таких автомобилей меняется на «Нагарэ» или «Not Sold». Он может быть выставлен на аукционе повторно, но когда именно это произойдет, и на каких условиях пройдут торги – будет решать владелец.

Иногда купить приглянувшуюся машину, ушедшую «в нагарэ», все же можно. Владелец либо выставит ее в «One Price», либо ваш брокер предложит ему сумму, минимум на 30 000 йен больше отметки, на которой остановился аукцион. Это называется покупкой автомобиля «By Nego», или по договоренности. 

Казалось бы, все просто: регистрируйся на аукционе, выбирай машину, торгуйся… Но сложности могут начаться еще на этапе выбора площадки. Вряд ли вы в совершенстве владеете японским и поймете, что требует от вас система. Некоторые аукционы требуют обязательного присутствия брокеров в Японии, а найти ответственного и честного представителя в чужой стране – дело не из легких. Остаются еще масса вопросов: как правильно расшифровать отметки в аукционном листе, где искать наиболее привлекательные лоты, как оформить сделку правильно?

Все это – не повод отказываться от мечты стать владельцем уникального авто прямиком из Японии. Менеджеры «Сферакар» с удовольствием придут к вам на помощь, помогут подобрать автомобиль, соответствующий вашим потребностям, а главное – подберут лучшие предложения на японских аукционах. Вам останется только получить свою покупку на нашей стоянке.