Появление турбонаддува у массовых автомобилей традиционно ассоциируется с такими звездами автопрома, как европейские BMW 2002 Turbo, Saab 99, Porsche 930. Эти спорткары в 70-х годах XX века были настоящим эталоном в автомобилестроении. Но японские концерны пошли еще дальше!

В «золотой век» японского автомобилестроения – 80-е годы прошлого столетия, не ограниченные ни строгими экологическими стандартами, ни попытками снизить расход топлива, ни требованиями к предельной мощности мотора инженеры творили настоящие чудеса. Тогда двигатели, оснащенные «улитками», устанавливались даже на кей-кары, а стать владельцем пушки, со светофора рвущей любого конкурента, мог любой обыватель. Это происходило еще до эпохи знаменитых «жизеттов» (серии двигателей JZ), а машины с турбированными двигателями от Nissan, Subaru, Mitsubishi и Honda становились безусловными лидерами в своих классах. Давайте вспомним легенды прошлого и предадимся ностальгии вместе с командой Сферакар!

Прорыв от Nissan

Пока в Старом Свете акцентировали внимание на спорткарах, Восток пошел собственным путем. Задачей конструкторов и инженеров было создание турбированного легкового автомобиля для массового производства, и это удалось концерну Nissan в полной мере!

L20ET – первое японское турбо для легковушек. Рядный 6-ти цилиндровый двигатель объемом 2 литра «выдавал» 145 л.с. Турбина здесь работала без дополнительного охлаждения нагнетаемого воздуха, но для конца 70-х результат был потрясающим. Моторами оснащались модели Cedric и Gloria. До первой половины 80-х двигателем комплектовались и такие легендарные авто, как Leopard, Laurel и, конечно же, культовый Skyline.

VG20ET – один из первых турбированных V–образников. 2-х литровый мотор получил интеркуллер, а его более продвинутая версия – керамический компрессор и 2 распредвала. Базовая 2-х литровая вариация двигателя демонстрировала 170 л.с. Такую силовую установку можно было встретить как на обновленных Cedric и Leopard, так и на компактных Bluebird.

VG30DET – первый мотор с турбиной Garrett T3. Этот революционный шедевр инженерной мысли мог похвастаться мощностью до 255 л.с. Мотор с двумя валами устанавливался как на Fairlady Z, так и на уже знакомые потребителю Леопарды, Глории и Седрики.

Ниссан на базе этого мотора выпускал и турбо – автомобили «не для всех». Поспорить с европейскими спорткарами вполне могло купе Autech Zagato Stelvio AZ, созданное на базе Leopard и дебютировавшее в 1987 году. Футуристичный дизайн и 255-сильный мотор сделали модель популярным и за пределами Европы.

MA09ERT – самый поразительный агрегат от Nissan той самой эпохи. При небольшом объеме в 930 куб.см этот 4-х цилиндровый алюминиевый малыш демонстрировал 109 л.с. Оснащенный такой силовой установкой March Super Turbo умел разгоняться до 100 км/ч за 7,7 секунд. Согласитесь, рекордные показатели для машины, чей возраст насчитывает почти 40 лет!

Разнообразие от Toyota

На страницах истории концерна Toyota тоже есть место турбированным моторам: несмотря на консерватизм, этот автопроизводитель в 80-е делал на «улиток» серьезную ставку задолго до выхода «жизеттов».

M–TEU – 2-х литровый рядный двигатель, который выпускался в версии как с интеркуллером, так и без него. Именно с ним в 1980 году Toyota открыла для поклонников турбо-технологии. Вариант с интеркуллером демонстрировал до 162 л.с., а без него – до 147. Такой двигатель можно было найти под капотом Mark II и Crown.

3T–GTEU – инновационная разработка Тойоты. Это первый японский двигатель, в котором 2 распредвала соседствовали с турбиной. При объеме в 1,8 литра турбо-версия мотора могла похвастаться мощностью до 160 л.с. Силовой установкой оснащались как спортивные модели Celica, так и флагманы концерна – Corona и Carina.

1G–GTE – усовершенствованный мотор, который оснащали не одной, а двумя «улитками». 6 цилиндров в ряд и 2 литра объема позволяли силовой установке демонстрировать до 210 л.с совершенно не напрягаясь. Двигатель дебютировал на Cresta, Chaser и Soarer.

7M–GTE – предводитель тойотовского турбо, предшественник  и прародитель «жизеттов» объемом 3 литра. Оснащенный турбиной низкого давления, мотор выдавал 235 л.с. Его устанавливали на Supra, а в гоночном варианте модели стояла модификация этого же двигателя с доработанным компрессором и увеличенным интеркуллером. Изменения позволяли силовой установке демонстрировать до 267 полноценных «лошадок».

При этом Toyota не ограничивалась агрегатами большого объема. В списке побед концерна – небольшие турбированные двигатели объемом 1,3 и 1,6 л. В общем, поклонникам марки, в 80-х мечтавших о машине порезвее, явно было из чего выбрать.

Honda и инновации

Концерн Honda до недавнего времени не слишком баловал потребителей автомобилями с турбированными моторами. Скорее, машины этой марки могли похвастаться атмосферным «подрывом» на высоких оборотах, достичь которого позволяет технология VTEC. Но и в истории Honda есть свои легендарные силовые агрегаты с «улиткой».

ER – маленький моторчик объемом 1,3 литра с огромным потенциалом Дебютировал на автомобиле Honda City Turbo в 1982 году. Благодаря малогабаритному турбокомпрессору IHI51C, модель выдавала до 100 л.с. Это сделало Сити Турбо самым горячим городским хэтчбеком 80-х: до сотни малыш разгонялся всего лишь за 8,6 секунд. В рестайлинговой модели к уже полюбившейся силовой установке добавили интеркуллер и увеличенную дроссельную заслонку. Вместе с модификацией турбины это добавило City Turbo II дополнительных 10 «лошадок».

C20A – эксклюзивный вариант турбированного мотора от Honda. 2-х литровый V6 демонстрировал полноценные 160 л.с. Это первая силовая установка с изменяемой геометрией: угол направляющих лопаток двигателя менялся в зависимости от манеры езды. Силовая установка скрывалась под капотом Honda Legend в лимитированной версии Wing Turbo, которая выпускалась всего 2 года — с 1988 по 1990.

Роторы, «улитки» и Mazda

Порожденная «турбо-бумом» 80-х идея сделать автомобили еще динамичней откликнулась и инженерам Mazda. Вот только комплектовать «улитками» решили не стандартные ДВС, а уникальные маздовские роторы, уже зарекомендовавшие себя как одни из самых надежных моторов.

12А Turbo – роторный турбированный двигатель, при объеме в 1,1 литра выдававший целых 165 л.с. Мотор устанавливался на седан Luce, купе RX–7 и Cosmo. Благодаря этому двигателю, Cosmo был самой быстрой японской машиной вплоть до 1984 года.

13В–REW – здесь роторный мотор увеличенного объема 1,3 литра получил еще и твинскролл – двухпоточный турбокомпрессор. RХ–7 c таким двигателем выдавал до 200 л.с. Дебют силовой установки состоялся в 1986 году. 

Таким образом, с появлением «улиток» высокооборотистые роторы Mazda стали еще резвее, а представители концерна превратились в абсолютных рекордсменов по скорости и динамике.

Турбо + оппозитники = Subaru

Subaru экспериментировал с турбонаддувом задолго до выхода в массы знаменитых «ежей» – моторов серии EJ.

EA81 – первое турбо от Субару, ставившееся на модели Leone и Brat с 1983 года. Это, скорее, была проверка совместимости оппозитника и «улитки», ведь спортом в таких авто и не пахло. При рабочем объеме в 1,8 л машины выдавали всего лишь 90 л.с.

EA82 – следующее поколение турбированных оппозитников. Благодаря обновленной системе газораспределения с одним верхним распредвалом, турбина форсировала предыдущую версию мотора до 117 л.с., а в версиях для европейского рынка – до 137. Двигатель устанавливался на Subaru Alcyone, выпускавшуюся с 1985 по 1991 г. 

Традиционные горизонтально-оппозитные моторы концерна, получившие турбину, не потеряли своей надежности и выносливости. И это, несомненно, было одним из передовых достижений Subaru в 80-е. Благодаря таким экспериментам, сегодня модельный ряд концерна может похвастаться моделями с действительно спортивным характером.

Благодаря разнообразию моделей и любви к новым технологиям, японская автомобильная промышленность давно открыла поклонникам прелести моторов с турбонаддувом. «Улитки» не являлись для японцев вариантом для избранных: инженеры с удовольствием экспериментировали с наддувом, устанавливая турбо даже на суперкомпактные кей-кары. Если вы – страстный поклонник турбо, высоких скоростей и запредельной динамики – обращайтесь к менеджерам Сферакар. Мы с радостью подберем для вас резвый автомобиль с правильным рулем.