Сколько живет батарея гибрида и электрокара?

Машины с гибридными силовыми установками и электрокары завоевывают сердца автолюбителей по всему миру. Новые технологии позволяют наслаждаться динамикой разгона практически без привычного шума мотора в салоне, и, конечно, экономить солидные суммы на топливе. Но все не так гладко, как кажется на первый взгляд.

Покупка гибрида или электромобиля из повода для радости может превратиться в головную боль владельца. «Сердцем» силовой установки таких автомобилей является высоковольтная батарея. Она имеет определенную емкость, которая со временем, увы, только уменьшается. Сказываются на ВВБ и условия эксплуатации машины. К счастью, команда «Сферакар» знает все о том, сколько живут батареи современных автомобилей. И мы с удовольствием поделимся с вами этой ценной информацией.

Типы батарей и их особенности

На японских аукционах представлены авто с высоковольтными батареями следующих типов:

·             Ni – Mh (никель – металлогидридные). Ni –Mh – батарея входит в состав гибридных силовых установок таких моделей, как:

В отличие от никель – кадмиевых аккумуляторов, используемых в гибридах ранее, Ni-Mh батареи практически не обладают так называемым эффектом памяти. Этот эффект значительно уменьшал срок службы ВВБ. Если аккумулятор был разряжен не полностью, а зарядка уже начиналась, то в следующий раз израсходовать заряд батареи можно было только до тех же показателей, с которых начался цикл зарядки. Таким образом, искусственно и очень быстро уменьшалась энергоемкость источника питания. 

Не боится Ni – Mh и низких температур. Морозы практически не уменьшают процент заряда батареи, и можно не опасаться, что заглушенный зимой на несколько часов автомобиль «порадует» вас отсутствием заряда или вовсе не подаст признаков жизни при попытке завестись. ВВБ такого типа вреден перегрев. Для того чтобы снизить пагубное влияние высоких температур, гибридные установки с Ni – Mh оснащаются дополнительными системами охлаждения.

Специфическая конструкция никель – металлогидридных аккумуляторов позволяет менять не всю батарею полностью, а только отдельные, наиболее «уставшие» секции. При этом обнаружить дефект батареи на раннем этапе могут только в специализированном гибрид – сервисе. К несомненным плюсам Ni – Mh относится и большая энергоемкость такой батареи.

Терять свои первоначальные качества Ni – Mh начинает уже после 300 циклов полного разряда (и саморазряда). Не беспокойтесь: это точно не первые несколько тысяч километров. Такие автомобили успешно эксплуатируются годами. Мы встречали на аукционах Toyota Alphard c честным пробегом в 500 000 км, а «Приусоводы» делятся опытом эксплуатации своих машин после таких цифр на одометре, как 310 – 315 000 км . Конструкция гибридной силовой установки с ВВБ данного типа довольно простая и вполне ремонтопригодная. Снять «родную» батарею и заменить ее на контрактный агрегат можно за каких -то 15 минут, а с заменой отдельных секций справится даже не слишком опытный автоэлектрик. Радует и ценник. Например, на Prius купить батарею можно за 40 000 рублей. 

·             Li – Ion (литий – ионные) батареи. На использование литий – ионных аккумуляторов в гибридных и электрических силовых установках переходят все мировые автомобильные концерны. Япония не исключение. Li – Ion устанавливается в таких авто, как:

При одинаковом размере с Ni – Mh – батареей, Li – Ion обладает несравнимо большей емкостью. При этом «эффект памяти» у источников питания такого типа отсутствует полностью. Вы можете не опасаться, что «перезарядите» свое авто или каждый раз стремиться полностью разрядить батарею. Саморазрядом данные батареи также не грешат. Можно спокойно оставлять автомобиль без движения на несколько недель.

Вопреки популярному мнению, не сильно ударяют по энергоемкости батареи и низкие температуры. Безусловно, в условиях экстремальных холодов аккумулятор потеряет несколько десятков процентов заряда, но до абсолютного нуля показатель не опустится. Существует и возможность быстрого заряда Li – Ion – аккумулятора, однако часто прибегать к такой функции все же не рекомендуется: это уменьшает срок службы батареи. Существенный минус такого энергоносителя – его высокая стоимость. Ценник на контрактную батарею для того же Nissan Leaf начинается со 140 000 рублей и заканчивается где -то рядом со стоимостью относительно свежего электромобиля.

«Небитая, некрашеная…»: как не купить машину с «мертвой» батареей?

Основная характеристика состояния ВВБ электромобилей – энергоемкость. Этот показатель сильно сокращается в первые годы эксплуатации авто, а затем процесс деградации значительно уменьшается. Так, после 80 000 пробега энергоемкость практически не падает, но сокращается запас хода на одном заряде.

Энергоемкость во многом зависит и от условий эксплуатации машины. Если автомобиль часто подвергался быстрым зарядкам, долго стоял под палящим солнцем и никуда не ездил в сильные морозы, а его владелец не знал никакого другого типа вождения, кроме агрессивного – батарея может отказать уже через 5 лет.

Оценить энергоемкость можно с помощью так называемого SOH (State of Health). Например, чтобы узнать этот показатель у Nissan Leaf, не обязательно подключаться к бортовому компьютеру. SOH отображается в виде делений на приборной панели: 12 делений обозначают полный заряд и минимум 85% «остатка» батареи, 8 делений – примерно 59 – 65% энергоемкости ВВБ. Показатель не зависит от пробега, а связан только с условиями эксплуатации. В Leaf ZE1 оценить энергоемкость без подключения к системе не получится.

Русские не были бы русскими, если не научились «обманывать» умную японскую технику. Увы, это делается не  во благо автовладельцам. Нечистые на руку перекупщики на какие только ухищрения не идут, чтобы продать машину низкого качества подороже. Такие приложения, как Leaf SpyPro, позволяют буквально за несколько минут сбросить показатели SOH до оптимальных 12 делений или 85% заряда. Конечно, при плюсовой температуре воздуха электронные системы авто очень быстро понимают, что их обманули, и восстанавливают «честные» показатели. Однако в зимний период данные могут не обновляться очень долго. Ничего не подозревающий покупатель отдаст за не совсем свежую машину хорошие деньги. Поэтому вопрос о том, стоит ли покупать Nissan Leaf с рук в России, остается открытым.

Чтобы не попасться на уловки мошенников, обращайтесь только к проверенным продавцам, или покупайте автомобили напрямую с аукционов. «Сферакар» не первый год занимается подбором и продажей машин из Японии. Мы с удовольствием поможем вам подобрать надежный гибридный автомобиль или электрокар, который будет радовать вас не один год!