Вслед за прогрессивной Японией, находящейся в вечном поиске альтернативных источников топлива для своих авто, на гибридные и электрические автомобили пересаживается Европа и Северная Америка. У официальных дилеров Toyota, Mitsubishi, Honda и других японских концернов гибридные модели, относящиеся к сегменту масс-маркета, представлены в широком разнообразии. Не отстают от них и европейские концерны, предлагающие поклонникам марок массу вариантов гибридов и несколько электромобилей.

К сожалению, этого нельзя сказать о России. Единственным официально продававшимся на территории РФ гибридом от Toyota, который можно смело отнести к категории автомобилей для широкого круга покупателей, был Toyota Prius. 3–е и 4–е поколение суперпопулярной модели продавалось у дилеров с 2009 по 2018. Всего за этот период был реализован 1051 автомобиль. Подзаряжаемый гибрид был представлен в модельной линейке российских автосалонов Mitsubishi. Это был знаменитый Outlander PHEV, но модель совершенно «не зашла» российским потребителям. С момента старта продаж в 2014 году вплоть до 2016 года было продано всего 94 таких машины. Согласитесь, в масштабах нашей страны – это капля в море.

Поклонники европейского автопрома могут возразить, что гибриды от таких концернов, как BMW, Audi, Mercedes все же пользуются популярностью у российских автовладельцев. Но это не совсем так. Большинство так называемых европейских гибридов не имеют к современным гибридным технологиям никакого отношения. Точнее, имеют, но очень мало. В таких автомобилях устанавливается небольшая литий– ионная батарея, призванная обеспечить работу системы «Старт – стоп» и слегка добавить крутящего момента двигателю во время ускорения. Поэтому европейские гибриды – это, скорее, маркетинговый ход и так называемый «мягкий гибрид», нежели машины, способные некоторое время двигаться только на электричестве.

Между тем, в Приморском крае давно перестали опасаться гибридов, и такие автомобили из Японии пользуются повышенным спросом.  На дорогах восточной части страны можно встретить Приусы с правым рулем, относящиеся к 10-11 сериям этого популярного автомобиля. Напомним, что выпускался он в 1997 – 2003 годах. Гибриды здесь зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые машины. Давайте вместе с командой Сферакар разбираться в плюсах и минусах продвинутых гибридных технологий из Японии! А главное – вместе найдем ответ на волнующий вопрос: стоит ли опасаться гибридных автомобилей, или новые технологии – наше все?

Достоинства гибридов

К наиболее востребованным гибридным автомобилям в России относятся модели от Toyota. Их популярность обусловлена и параллельно-последовательной схемой гибридной силовой установки и сверхнадежной планетарной трансмиссией. К другим плюсам гибридных машин относятся:

  • Экономия топлива. Это главный фактор, который привлекает российского потребителя. Особенно стимулирует постоянный рост цен на бензин. Если говорить о гибридных моделях от Toyota, расход бензина таких версий будет примерно на треть ниже расхода аналогичных моделей со стандартным ДВС. Например, Corolla Fielder на бензине в смешанном цикле потребляет 7 литров на 100 км. Ее гибридный «коллега» – всего 4,6 л. Согласитесь, разница налицо.
  • Использование проверенных моторов. В связке с электродвигателями работают надежные, проверенные агрегаты, зарекомендовавшие себя десятилетиями успешной эксплуатации. Такие модели, как тойотовские 1NZ, 2ZR–FXE, 1NZ–FXE хорошо знакомы автолюбителям, поэтому никакой сложности в процессе их эксплуатации не возникает.
  • Высокая эффективность тормозной системы. Тормоза гибридов имеют огромный ресурс, ведь здесь реализована рекуперативная система торможения. Таким образом, этот важный узел не подвергается высоким нагрузкам. Тормозные колодки, установленные на заводе, на гибридных авто «ходят» до 150 000 км. Ресурс этой детали на обычных машинах гораздо меньше.
  • Прекрасная управляемость. За счет расположения батареи у большинства гибридов – низкий центр тяжести. Это положительно влияет на развесовку по осям, а значит – и на управляемость.
  • Взрывная динамика. Благодаря электромоторам, гибрид разгоняется гораздо быстрее своих бензиновых собратьев. Если гибридная версия Corolla Fielder разгоняется до 100 км/ч за 11 секунд, то бензиновой версии этого авто с аналогичным двигателем объемом 1,5 понадобится около 16 секунд. Можете возразить, что разница минимальна, но любители резких стартов со светофора наверняка оценят такую динамику гибридов. 
  • Беспроблемный запуск. Гибриды, в которых установлена Ni–Mh – батарея, спокойно заводятся в любой мороз. У них отсутствует стартер, и запуск мотора осуществляется с помощью мощного электромотора.
  • Огромный ресурс батареи. По отзывам владельцев, Li–Ion – батарея способна «прожить» до 400 000 км пробега.
  • Экологичность. Согласно последним исследованиям, за весь срок службы гибридный автомобиль “выбросит” в атмосферу около 28 тонн СО2. Бензиновый — 39 тонн, а дизельный — 41 тонну. Соответственно, загрязняют окружающую среду гибридные авто гораздо меньше. 
  • Доступные запчасти и расходники. Основные детали гибридов не отличаются от запчастей, выпускаемых для бензиновых версий. Многих пугает стоимость батареи, но заменить можно не весь источник питания, а его отдельные секции.

Ложка дегтя

Если бы все было так радужно, как утверждают производители автомобилей, вся Россия пересела бы на гибриды и электрокары. У автомобилей с гибридной силовой установкой есть и некоторые недостатки:

  • Чувствительность к перегреву. Невнимательное отношение к плановому ТО, игнорирование кондиционера, недостаточное охлаждение салона вызывают перегрев батареи, который буквально крадет у источника питания драгоценный ресурс.
  • Программные ограничения запуска при низких температурах. Снижает ресурс литий-ионной ВВБ и мороз. У некоторых автомобилей программно ограничен запуск при достижением батареей определенной минусовой температуры. Впрочем, при потеплении машина заведется как ни в чем не бывало.
  • Длительный прогрев двигателя. Мотор гибридов работает по циклу Аткинсона, что вносит в процесс эксплуатации свои коррективы. Для того, чтобы антифриз прогрелся до рабочей температуры в 40 градусов, требуется немного больше времени, чем на авто со стандартным ДВС.
  • Разница в цене. Гибридные версии популярных моделей на несколько сотен тысяч рублей дороже своих бензиновых собратьев. Это останавливает от покупки тех, кто считает, что в жизни не отобьет на бензине данную разницу.
  • Сложности ремонта. Многих от покупки гибрида останавливает отсутствие квалифицированных СТО. Это, скорее, пережиток прошлого. Сегодня гибрид–сервисы есть не только на Дальнем Востоке, но и в крупных городах других регионов России.

Как видите, большинство минусов – скорее предрассудки, а серьезные недостатки гибридов компенсируются своевременным обслуживанием. Бояться связываться с гибридом однозначно не стоит. В общем и целом, если пробеги вашего автомобиля составляют менее 15 000 км в год, существенную экономию на топливе вы вряд ли заметите. Но наверняка заметите удовольствие, которое приносит обладание технологичным, стильным и динамичным японским автомобилем с гибридной силовой установкой. Менеджеры Сферакар с удовольствием подберут для вас такую машину на аукционе!