Российскому автомобилисту привычны такие инструменты продажи авто как авторынки, газеты, сайты типа Avito и старые добрые объявления на заднем стекле. Но в мире существуют иные способы продавать автомобили. О том, как устроен автомобильный рынок в Японии рассказывает Ахмат Валеев, менеджер по продажам Oasis Auto.

Как Японцы покупают автомобили?
— Права в Японии, также как и в России, выдают с 18 лет. Однако автомобиль можно купить только в случае если подтверждена аренда парковочного места. Оно арендуется в риэлтерской компании по месту жительства. Эта компания выдает документ, который подтверждает наличие парковочного места. Причем полиция реально проверяет, точно ли парковочное место существует и нет ли уже зарегистрированного на это место автомобиля.

Для постановки автомобиля на учет обязательна страховка. Она делается непосредственно на автомобиль, новый владелец просто вписывает свое имя. Машины с автосалонов продаются «под ключ», уже со страховкой. Страховка обязательна, но к ней еще можно докупать необходимые опции. Есть максимальная страховка, аналог нашей КАСКО.

В Японии нет привычного нам ГИБДД, но автомобили тоже ставятся на учет и получают номера. Номера бывают разных цветов в зависимости от назначения:
белые номера устанавливаются на все автомобили с объемом двигателя более 660 кубов. Желтые номера ставят на так называемые kei jidōsha или кей-кары с объемом двигателя до 660 кубов. Есть еще зеленые и черные номера. В Японии запрещено движение по дорогам совсем без номеров, поэтому пока машина еще не стоит на учете, ей выдаются «транзиты»
белые номера с красной полосой поперек.

Купить машину в Японии можно несколькими путями. Кроме аукционов есть еще флажковые площадки, есть сайты по продаже авто с рук, Yahoo и другие площадки, где люди продают авто друг другу (что-то в роде российских Юла, Avito, Drom), и это гораздо проще, чем через аукционы. Парковки – это, по сути, перекупы. Иногда они очень агрессивно называют цену: «мы купим эту машину только вот за такую сумму и не больше». Иногда они забирают машину, а деньги за нее отдают только когда она продана. Но чаще всего просто выкупают ее для последующей продажи.

Как устроены японские аукционы изнутри?
— Большинство аукционов в Японии работают круглосуточно. Сначала машина попадает на стоянку неосмотренных автомобилей, затем проходит через бокс осмотра, где ее фотографируют, и отправляется уже на другую стоянку. На осмотр и опись одной машины уходит до 20 минут в зависимости от комплектации. Машины осматривают люди чисто визуально и только с помощью своих органов чувств: все, что видят, слышат, и чувствуют на запах.

Так в аукционном листе всегда написано, если у машины плохой запах в багажнике или сильный запах сигарет в салоне. Японцы напишут, если есть посторонние шумы в коробке или в двигателе. Но ничего не скажут о причине этих шумов, т.к. не проводится компьютерная диагностика. Внешние повреждения тоже описываются те, что видит человек, он может и пропустить что-то. Некоторые аукционы более дотошны, некоторые менее. Нет единой системы оценки. Все условно, и оценка одной и той же машины может слегка отличаться в зависимости от аукционного дома. Но нельзя сказать, что оценку ставят наобум и «за что-то». Аукционная оценка – это общий показатель, который складывается из многих параметров: внешнего вида, технического состояния, общего впечатления. Аукционный лист дает будущему покупателю представление о машине, которую он выбирает дистанционно.

Какие автомобили «в моде» у японцев?
— В Японии нет понятия «моды на авто», машин на улицах очень много и они все абсолютно разные. Но вот в последнее время стало довольно много гибридов. Еще японцы любят машины, которых нет на Российском рынке: например странный для российского глаза «квадратный» Toyota Tank или Honda NWGN. Любят их за то, что они компактные и вместительные, у них ровный пол, на них удобно парковаться и налог ниже за счет маленького объема двигателя.

Утилизационный налог один, и не изменяется от возраста автомобиля. Поэтому в Японии много как новых современных авто, так и настоящих раритетов, я бы даже назвал их «реликтами» — нигде в мире эти машины больше не «выжили», а в Японии все еще есть и ездят. А все потому, что японцы очень трепетно относятся к своим машинам, моют их каждую неделю, полируют и мало ездят. На аукционах легко можно встретить автомобиль 1975 года с пробегом тысяч 30-40.

В стране очень много всего на автомобильную тематику: газет, журналов, магазинов с запчастями и тюнингом. Почти на каждом шагу шоу-румы, где продаются б/у авто.

Богатые японцы ездят не только на «европейках», но и на дорогих японских авто. А вот американские машины здесь не в чести – они громоздкие, быстро ржавеют и потребляют много топлива.

Каких автомобилей на японском рынке больше – новых или с пробегом?
— Автосалонов в стране предостаточно, но все-таки большая часть рынка – это авто с пробегом. В официальных магазинах, таких как Toyota Netz, можно купить авто с пробегом. Как и во всем мире, в Японии есть трейд-ин.

Кроме России, японские машины покупают в Африке, Новой Зеландии, Австралии, Арабских Эмиратах, Бангладеш – список можно продолжать довольно долго. Я думаю, жители этих стран ценят соотношение цены и качества. Им просто неоткуда еще привезти такие машины, которые даже в самой пустой комплектации были бы безопасными и комфортными. В Японии очень строгий внутренний контроль качества и защита потребителей, поэтому даже самая простая комплектация самой дешевой машины имеет подушки безопасности и электропакет, безопасную конструкцию и какой-то минимальный комфорт в салоне.

Как давно вы знакомы со Сферакар?
— С Сергеем (генеральный директор – прим.ред) я был знаком еще задолго до создания Сферакар. А с самой компанией сотрудничаю с 2014 года. Мне нравится, что Сферакар открыты новому, идут на диалог и всегда профессионально подходят к выполнению своих обязанностей и обязательств.

О спикере
Ахмат Валеев, 39 лет
Oasis Auto, Japan
Более 10 лет опыт продажи авто
Личный автомобиль – Toyota Noah Hybrid 2016

Sferacar в Японии